13:58 Консультация | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методика обучения аппликации во всех возрастных группах В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы. Виды аппликации предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.); сюжетная, отображающая те или иные события; декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС активизация мелкой моторики — в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму; развитие образного мышления (особенно в средней группе, когда малыши начинают выполнять аппликации не только по образцу, но и опираясь на собственные идеи — так называемые задания на «свободные темы»); формирование умения работать по образцу (в младшей группе это помогает расширять опыт малышей, а в старшей приучает к основной форме работы в начальной школе); активизация словаря (дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами, а также практикуются в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работы); развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания (малыши тренируются в наложении деталей точно в границы контура изображения, запоминая технику выполнения). Хронометраж выполнения аппликации Распределение времени на работу зависит от вида реализации этого вида деятельности в учебно-воспитательном процессе. Во время Образовательной Деятельности. Если аппликации посвящено целое занятие, то его сценарий опирается на общепринятую схему проведения образовательной деятельности в ДОУ: вводный этап — 2–3 минуты (педагог актуализирует знания малышей по теме, рассказывает о том, какая аппликация будет выполняться, перечисляет необходимые для этого материалы, инструменты); основной этап — 10–18 минут (воспитатель объясняет порядок выполнения задания, иллюстрируя каждый из этапов личным примером, дети приступают к выполнению, педагог оказывает индивидуальную помощь в случае необходимости, а также обязательно проводит физкультминутку для снятия физического и эмоционального напряжения малышей); заключительный этап 2–3 минуты (педагог оценивает результаты работы каждого воспитанника, а у старших дошкольников работу оценивают и другие дети, формируется стихийная выставка аппликаций, дети кратко комментируют свою работу — получилась/не получилась, нравится/не нравится конечный продукт). Практическое участие педагога Как уже отмечалось, участие педагога при выполнении аппликации с детьми любого возраста приобретает особую важность на этапе выполнения задания. Однако от одной ступени образовательного процесса к следующей ступени эта функция воспитателя ослабевает: во второй младшей группе — воспитатель вырезает элементы, корректирует, если детали неправильно выложены на основе, проверяет качество приклеивания; в средней группе — воспитатель помогает вырезать мелкие детали, индивидуально корректирует остальные этапы выполнения задания; в старшей и подготовительной группах — воспитатель оказывает необходимую индивидуальную помощь. Последовательность приёмов освоения аппликации в ДОУ Работа по освоению аппликации имеет последовательный характер от элементарных манипуляций с материалом и инструментами к сложным. Во второй младшей группе: знакомятся со свойствами разных материалов для творчества (бумага — мнётся, рвётся, ткань — растягивается, крупа — рассыпается и т. д.); выкладывают заготовки на базу, ориентируясь на образец; убирают излишки клея, промокают уже наклеенные детали и пр.; распределяют композицию аппликации на листе так, чтобы картинка на нём поместилась. В средней группе: наклеивают элементы узора на основу неправильной формы (например, декорируют вазу при рассмотрении темы «Хохлома»); вырезают нужные формы, срезая углы, делая овал и круг из квадрата и прямоугольника и т. д.; рвут бумагу, придавая ей формы овалов, кругов, квадратов и пр. В старшей группе: вырезают нужные формы из заготовок, сложенных в виде гармошки; вырезают симметричные детали из листов бумаги, предварительно сложенных пополам; вырезают одинаковые элементы по одному или складывают лист бумаги в несколько раз, а затем вырезают; выполняют коллективные аппликации (например, «Солнце дружбы»). В подготовительной группе: вырезают детали - многоульники; распределяют детали на основе «по парам», «на одном уровне», «напротив» (например, при выполнении аппликации «Мой любимый детский сад»); вырезают без предварительного нанесения контуров. Задачи аппликации в ДОУ для разных возрастных групп
Техники аппликации в детском саду В ДОУ применяются два вида техники аппликации: традиционная, то есть из бумаги, где образы создаются плоскостными, то есть без объёма; нетрадиционная, для которой используются разные материалы, в том числе ткань, крупы, макаронные изделия и пр., изображения могут быть объёмными. Виды техник аппликации в детском саду
Литература:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Всего комментариев: 0 | |