Главная » 2023 » Февраль » 15 » Консультация
13:58
Консультация

Методика обучения аппликации во всех возрастных группах

В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

 

Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.

Виды аппликации

предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);

сюжетная, отображающая те или иные события;

декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.


Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС

активизация мелкой моторики — в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму;

развитие образного мышления (особенно в средней группе, когда малыши начинают выполнять аппликации не только по образцу, но и опираясь на собственные идеи — так называемые задания на «свободные темы»);

формирование умения работать по образцу (в младшей группе это помогает расширять опыт малышей, а в старшей приучает к основной форме работы в начальной школе);

активизация словаря (дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами, а также практикуются в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работы);

развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания (малыши тренируются в наложении деталей точно в границы контура изображения, запоминая технику выполнения).

Хронометраж выполнения аппликации

Распределение времени на работу зависит от вида реализации этого вида деятельности в учебно-воспитательном процессе.

Во время Образовательной Деятельности.

Если аппликации посвящено целое занятие, то его сценарий опирается на общепринятую схему проведения образовательной деятельности в ДОУ:

вводный этап — 2–3 минуты (педагог актуализирует знания малышей по теме, рассказывает о том, какая аппликация будет выполняться, перечисляет необходимые для этого материалы, инструменты);

основной этап — 10–18 минут (воспитатель объясняет порядок выполнения задания, иллюстрируя каждый из этапов личным примером, дети приступают к выполнению, педагог оказывает индивидуальную помощь в случае необходимости, а также обязательно проводит физкультминутку для снятия физического и эмоционального напряжения малышей);

заключительный этап 2–3 минуты (педагог оценивает результаты работы каждого воспитанника, а у старших дошкольников работу оценивают и другие дети, формируется стихийная выставка аппликаций, дети кратко комментируют свою работу — получилась/не получилась, нравится/не нравится конечный продукт).

Практическое участие педагога

Как уже отмечалось, участие педагога при выполнении аппликации с детьми любого возраста приобретает особую важность на этапе выполнения задания. Однако от одной ступени образовательного процесса к следующей ступени эта функция воспитателя ослабевает:

во второй младшей группе — воспитатель вырезает элементы, корректирует, если детали неправильно выложены на основе, проверяет качество приклеивания;

в средней группе — воспитатель помогает вырезать мелкие детали, индивидуально корректирует остальные этапы выполнения задания;

в старшей и подготовительной группах — воспитатель оказывает необходимую индивидуальную помощь.

Последовательность приёмов освоения аппликации в ДОУ

Работа по освоению аппликации имеет последовательный характер от элементарных манипуляций с материалом и инструментами к сложным.

Во второй младшей группе:

знакомятся со свойствами разных материалов для творчества (бумага — мнётся, рвётся, ткань — растягивается, крупа — рассыпается и т. д.);

выкладывают заготовки на базу, ориентируясь на образец;

убирают излишки клея, промокают уже наклеенные детали и пр.;

распределяют композицию аппликации на листе так, чтобы картинка на нём поместилась.

В средней группе:

наклеивают элементы узора на основу неправильной формы (например, декорируют вазу при рассмотрении темы «Хохлома»);

вырезают нужные формы, срезая углы, делая овал и круг из квадрата и прямоугольника и т. д.;

рвут бумагу, придавая ей формы овалов, кругов, квадратов и пр.

В старшей группе:

вырезают нужные формы из заготовок, сложенных в виде гармошки;

вырезают симметричные детали из листов бумаги, предварительно сложенных пополам;

вырезают одинаковые элементы по одному или складывают лист бумаги в несколько раз, а затем вырезают;

выполняют коллективные аппликации (например, «Солнце дружбы»).

В подготовительной группе:

вырезают детали - многоульники;

распределяют детали на основе «по парам», «на одном уровне», «напротив» (например, при выполнении аппликации «Мой любимый детский сад»);

вырезают без предварительного нанесения контуров.

Задачи аппликации в ДОУ для разных возрастных групп

Группа

Перечень задач

 

 

Вторая младшая

формировать умение делать композиции из деталей в виде простейших геометрических форм (например, при изучении темы «Мебель» дети делают предметы интерьера из прямоугольников – «кровать», кругов – «пуфики», «стулья», квадратов – «табуреты», «кресла» и т. д.);

формировать навык нанесения клея на основу, намазывая кисточкой её края;

вырабатывать правильный порядок выполнения аппликации — сначала детали приложили, потом по очереди клеим.

Средняя

создавать аппликации из природного материала (высушенных осенних листьев);

развивать умение комбинировать аппликацию с другими видами изобразительного творчества (дорисовывать);

знакомиться с нестандартными техниками выполнения аппликации (из разных видов круп, макарон);

воспитывать умение работать в малых группах (при выполнении заданий в парах и мини-группах).

Старшая и
подготовительная

вырезать симметричные детали (к примеру, снежинки), силуэты (например, балеринки), делать многослойные изображения (работая над темой «Одежда, обувь», ребята сначала наклеивают бумажные туфли, а потом «декорируют» их манкой);

осваивать нетрадиционные техники создания аппликации (обрывной, нитяной и пр.);

совершенствовать навык комбинации техник (аппликация и рисунок, аппликация и пластилинография).

Техники аппликации в детском саду

В ДОУ применяются два вида техники аппликации:

традиционная, то есть из бумаги, где образы создаются плоскостными, то есть без объёма;

нетрадиционная, для которой используются разные материалы, в том числе ткань, крупы, макаронные изделия и пр., изображения могут быть объёмными.

Виды техник аппликации в детском саду

Вид

Основные черты

Возрастная группа

Традиционные техники

Плоскостная аппликация

Детали (силуэты) вырезаются из цветной бумаги и наклеиваются на лист-основу.

Все

Пластическая

Бумага комкается, затем расправляется так, чтобы получилась какая-то форма. Внутренняя часть наклеивается на основу, разглаживаются или защипываются отдельные элементы.

Средняя, старшие.

Геометрическая

Изображения создаются из вырезанных бумажных геометрических фигур.

Все. В младших и средних — фигур меньше, картинки проще (например, рыбки, птички, скворечник, собачья будка и пр.), в старших группах фигур больше, сюжеты сложнее (например, пруд, интерьер и пр.)

Ленточная

Лист разрезается на ленты или складывается гармошкой, из которой вырезается нужная деталь.

Старшие

Нетрадиционные техники

Обрывная, то есть без ножниц

В старших группах детали можно получить путём продавливания заготовки по линиям контура рисунка. В младших и средней обрывки бумаги выкладываются в заготовленный заранее контур.

Из салфеток (вариант обрывной)

Салфетки разрываются на мелкие кусочки, скручиваются в шарики и выкладываются в заготовленный контур.

Все

Из круп и семян

Материал выкладывается в контур рисунка.

В младших и средней группах дети получают заготовки рисунка и один-два вида материала, а в старших сами рисуют контуры изображения и используют несколько видов материалов.

Из листьев (хвои, камешков и пр.)

Засушенные листья выкладываются в сюжет

В младших группах дети работают по образцу, в средней и особенно в старшей получают тему, а сюжет придумывают сами.

Из ватных дисков

В младших группах диски выкладываются в определённые композиции (снеговик, птичка), в старших — кружочкам могут придаваться какие-то формы (например, подснежников).

Из ткани

Из подготовленной ткани (накрахмаленной и проглаженной хлопчатобумажной или пропитанной раствором желатина синтетической) вырезаются детали, которые наклеиваются на основу.
Вариант без предварительной подготовки материала — аппликация из ниток.

Старшие группы

Из яичной скорлупы

Вымытая и высушенная скорлупа крошится и выкладывается в контуры, после того как клей просушится, наносится рисунок красками.

Средняя и старшие

Квиллинг

В контуры рисунка выкладываются скрученные особым образом полоски бумаги.

Старшие

Соломка

Просушенная и очищенная от верхней плёнки соломка замачивается на полчаса в кипятке, разрезается вдоль, полоски проглаживаются утюгом, наклеиваются на тонкую бумагу, из которой затем вырезаются элементы картинки.

Старшие

Литература:

 

Категория: Блог старшего воспитателя | Просмотров: 96 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar