ДИСПРАКСИЯ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ?
Праксис- это цепочка действий по внутреннему плану. Например, надеть ботинки, брюки, почистить зубы, письмо, игра. А также отдельные действия- надуть щеки, сжать кулак, топнуть ногой. Речь- это тоже праксис.
У детей с двигательными нарушениями речь, как правило, страдает. Часто это бывает при дизартрии. Страдают точные движения, объём, переключаемость, тонус. Речь невнятная, смазанная. С такими детьми мы много работаем не только с артикуляционными мышцами ( делаем логопедический массаж, гимнастику), но и уделяем внимание развитию крупной и мелкой моторике. Логопитмика, мяч, адаптивная физкультура, предметно продуктивная деятельность. Это то, что мы можем сделать на занятии в кабинете.
Движение, тонус и речь очень связаны! Рекомендуем родителям привлекать таких детей к помощи по дому: помыть посуду, подмести, притереть пол, постирать носочки. Если ребёнок будет часто выполнять такую работу по дому, то и тонус и координация будут со временем лучше, не говоря уже о воспитательной стороне.
Конечно, велосипед, самокат, беговел, горки, качели, игры с водой и песком, соленое тесто, краски. То есть все то, что поможет лучше управлять своим телом, мышцами. Жан Пиаже, известный психолог писал: «Движение- путь к развитию интеллекта!»
В тяжелых случаях ребёнок не может сжать руку в кулак, топнуть ногой, попрыгать, подуть. И с речью будут большие проблемы, вплоть до ее отсутствия. Тогда мы применяем механическую помощь, чтобы вызвать звуки, слоги.
Ребёнок практически не чувствует органы артикуляции, не понимает что надо сделать, чтобы сказать МА, БА. И этим детям особенно много нужно тренировать моторную координацию, развивать движения, тонус, переключения. По другому, никак! От крупных движений к мелким!
Здоровья вам и вашим детям! |