Главная » 2020 » Декабрь » 16 » Консультация для педагогов.
10:51
Консультация для педагогов.

 

Консультация для воспитателей

«Оптимизация процесса адаптации  ребёнка

к детскому саду»

Привыкание малыша к новым для него условиям ДОО  в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить его к этому ответственному периоду жизни.

         Повышение возрастного порога начала посещения детского сада (с 1,5 до 3 лет), с одной стороны, и повышение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении с другой, делают проблему привыкания младшего дошкольника  к условиям ДОО особенно актуальной.

         При рассмотрении оптимизации условий для успешной адаптации в детском саду раскрываются особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке в семье.

         Важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

         При поступлении в детский сад все дети без исключения переживают стресс, поэтому очень важно помочь им преодолеть  эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде.

         В связи с этим, специалисты выделяют три периода привыкания ребёнка к детскому саду: острый, подострый, период компенсации.

         При этом два первых периода  можно классифицировать по степени тяжести – легкая, средней тяжести, тяжёлая и крайне тяжёлая.

         Частой причиной неуравновешенного поведения  служит неправильная организация деятельности ребёнка: когда не удовлетворяется его двигательная активность, ребёнок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении со взрослыми.

         Срывы в поведении ребёнка могут произойти и в результате того, что своевременно  не удовлетворены его органические  потребности – не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение  всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления воспитательных  подходов к ним – залог формирования правильного поведения ребёнка. Создания у него позитивного настроения.

         Успешная адаптация ребёнка во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада. Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребёнка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители  были уверены в хорошем отношении педагога к ребёнку; чувствовали его компетентность в вопросах воспитания; но главное – ценили его личные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).

         В условиях воспитания детей раннего возраста в ДОО индивидуальный подход  к ребёнку обуславливается знанием его психических и физических особенностей, учётом его эмоционального настроения в данное время и состояния здоровья.

         Для сбора  сведений о ребёнке родителям предлагаются анкеты, в которых они дают исчерпывающую характеристику своему ребёнку. В свою очередь, сотрудники ДОО  анализируют данные материалы, делают выводы об особенностях поведения ребёнка, сформированности его навыков, интересах и т.п. Это помогает воспитателям правильно общаться с детьми в адаптационный  период, помочь им легче привыкнуть к новым условиям.

         До приёма детей в группу необходимо провести собрание, в котором принимают участие заведующий, методист, психолог, медики и конечно, воспитатели групп раннего возраста. Специалисты  раскрывают особенности работы детского сада, знакомят с направлениями педагогической деятельности, отвечают на вопросы родителей.

         Для успешной организации адаптации детей раннего возраста воспитатели составляют план  воспитательно-образовательной работы. При этом выбираются разнообразные  направления: развлечения, консультации для родителей, памятки, интересные для детей дидактические и подвижные игры, способствующие возникновению положительных  эмоций, элементы устного народного творчества.

         Основные принципы работы по адаптации детей:

- постепенное заполнение групп (приём 2-3 детей в неделю);

- неполное пребывание ребёнка в начальный период адаптации (2-3 часа, возможность пребывания с мамой);

- гибкий режим (свободное время прихода, дополнительные выходные дни);
- ежедневный контроль  за здоровьем, эмоциональным состоянием, аппетитом, сном в первый месяц (с этой целью  на каждого ребёнка заполняется так называемый  «адаптационный лист»);

- сохранение в первые 2-3 недели имеющихся у малыша привычек.

          В период адаптации ребёнка к новым условиям жизни происходит своеобразная ломка, переделка сформированных ранее динамических стереотипов, касающихся определённого режим: укладывание, кормление, а  также общения. Поэтому для оптимизации  процесса привыкания необходима чёткая и последовательная  работа всех сотрудников ДОО с привлечением родителей.

          Адаптационный период  считается законченным, если ребёнок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром состоянии, играет один или со сверстниками.

(источник: журнал «Управление в ДОУ» №2/2016 год, стр.101)

Категория: Блог старшего воспитателя | Просмотров: 106 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar