Главная » 2021 » Февраль » 24 » Консультация для педагогов.
08:34
Консультация для педагогов.

Консультация для воспитателей «Коррекционная работа во время режимных моментов в соответствии с ФГОС»

Согласно федеральным государственным требованиям (ФГОС) работа с детьми проводится таким образом, что интеграция образовательных областей прослеживается не только в организованной -образовательной деятельности, но и в режимных моментах.

Режимные моменты — это ежедневная работа, которая осуществляется на протяжении всего времени пребывания детей в ДОУ.

При планировании режимных моментов следует обратить внимание:

• Организация режимных моментов должна быть направлена на формирование общей культуры и развитие личностных качеств ребёнка.

• Организация каждого из режимных моментов должно обеспечивать всестороннее развитие ребёнка.

• В ходе организации режимных моментов должно обеспечиваться единство задач образовательного процесса детей дошкольного возраста.

• Организация режимных моментов должна «строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей».

Режимные моменты планируются как в первой, так и во второй половине дня. Грамотная организация работы по развитию речи в ходе совместной деятельности в режимных моментах даёт огромные возможности для интеграции образовательных областей.

Работа воспитателя и логопеда тесно переплетается: иногда работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую и мотивационную базу для формирования правильной речи. В других случаях воспитатель закрепляет результаты, достигнутые на логопедических занятиях.

 

  1. Прием детей, осмотр, игры,утренняя гимнастика:

Самое главное - это создать хорошее настроение как ребенку, так и его родителям. Это обеспечивает позитивный настрой на весь день. Пришедшие дети должны здороваться с воспитателем и другими детьми группы, включаться в игры, разговаривать при этом негромко, не кричать. Если ребенок стеснителен, застенчив и не может самостоятельно выбрать себе занятие, предлагаю помочь ему: подойти к играющим детям, предложить игры, игрушки или дать ему какое-либо конкретное поручение. Дети играют в дидактические речевые игры, (направленные на развитие и совершенствование лексико-грамматических форм и конструкций, для развития связной речи, на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа).

Необходимо с детьми проводить общие групповые беседы по лексическим темам («В мире животных»«Золотая осень»«Дом моды» и др.). А также рассматривать предметные картинки.

Наша речь напрямую связана с развитием артикуляционной и мелкой моторики, поэтому следующим обязательным этапом должны быть артикуляционные и пальчиковые игры. В этот отрезок времени необходимо проводить  индивидуальную работу по:

отработке мелких моторных движений, которые ребёнок не может сделать или с трудом выполняет (по рекомендациям учителя-логопеда);

автоматизации поставленных логопедом звуков (в слогах, словах, предложении, чистоговорках, скороговорках, стихах);

В пальчиковой гимнастике кроме развития мелкой моторики пальцев рук, у детей закрепляю координацию речи с движением, развиваем творческое воображение.

2. Проводим утреннюю гимнастику. Где педагог проводит  дыхательную гимнастику, коррекционные задания для развития восприятия, внимания, памяти, запоминание словесной инструкции педагога, которая постепенно усложняется.

3.Подготовка к завтраку, обеду, полднику:

Организация умывания проводится постепенно. Здесь напоминаю детям правила поведения в умывальной комнате. Обращаю внимание и на действия детей. Они должны закатать рукава здесь происходит (развитие мелкой моторики, намыливать руки (самомассаж кистей и пальцев рук мылом, вытирать руки полотенцем насухо (самомассаж кистей и пальцев рук полотенцем). Эти процедуры проводятся в спокойной, доброжелательной обстановке.

При организации завтрака, обеда, полдника обращаем внимание детей на то, как накрыты столы, вместе с детьми даем оценку детям-дежурным. Здесь происходит правильное использование лексики, связанное с понятием посуда и ее виды, использование в речи словосочетаний, состоящих из прилагательных и существительных, составление краткого отчета о дежурстве.

4.Подготовка к ООД (занятиям):

При подготовке к ООД необходимо включать задания для закрепления речевых навыков и умений, правильное называние принадлежностей материалов, которые используются на занятиях и действий, проводимых с их помощью, описание свойств материалов, физкультминутки с пальчиковыми играми; игры, направленные на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Проводится работа по отработке поставленных звуков в речи.

5.Подготовка к прогулке, прогулка:

В данном режимном моменте формируем  у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решаем круг образовательных и коррекционных задач: название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему «Одежда».

В процессе прогулки способствуем организации детьми интересной и разнообразной деятельности. В индивидуальных беседах с детьми отрабатываю задания по автоматизации поставленных звуков в речи ребёнка.

На вечерней прогулке в присутствии ребенка можно проинформировать родителей о его достижениях в развитии, успехах в группе. Кроме того воспитатель информирует родителей о проблемах, возникших у ребенка, и способах их решения, даю рекомендации на что необходимо обратить внимание.

6.Подготовка ко сну, дневной сон:

После обеда ни в коем случае не нужно сразу укладывать детей спать. После приема пищи должно пройти не менее 20 минут. Лучше, чтобы период подготовки ко сну был спокойным, уравновешенным. Детям не рекомендуется отвлекаться шумными играми, эмоциональными разговорами. При раздевании обращаем  внимание, на то, как дети складывают вещи (идет активизация словаря). В спальне должна быть спокойная обстановка. Нужный настрой, положительное отношение к дневному сну поможет спокойная музыка или чтение художественной литературы по лексической теме.

7. Подъем:

После сна проводим с детьми бодрящую гимнастику. В комплексы бодрящих гимнастик нужно включить упражнения для профилактики плоскостопия, нарушений осанки, массаж рук и ног, пальчиковую и дыхательную гимнастики.

8. Игры (дидактические, подвижные, театрализованные и сюжетно-ролевые):

В данном режимном моменте предлагаю задания для закрепления речевых навыков и умений, полученных на занятиях: закрепление употребления конструкции с предлогами: в, на, за, под; совершенствования составлять рассказ по сюжетным картинкам. Согласование речи и движений (подвижные игры). Выразительное произнесение текстов знакомых сказок, стихотворений (театрализованные игры). Планирование с помощью речи последовательности действий при возведении построек, составление рассказа об игре (сюжетно — ролевая). Задания для развития моторики: выполнение заданий с разрезными картинками, складных кубиков, мозаики, геометрического конструктора. Сооружение коллективных построек.

9.Индивидуальные, подгрупповые занятия:

Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой). Для того чтобы язык и губы приобрели необходимую подвижность и двигательные навыки закрепились, артикуляционную гимнастику необходимо проводить ежедневно по 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания.

Пальчиковая гимнастика. Выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день,например«Осень, осень»«Деревья в лесу»«Наша обувь»«Журавли»«Котята» и др. Предлагаю детям потренировать мелкую моторику рук в штриховании, задание на обведение фигур по контуру, вырезание. Тем самым обеспечивается не только отработка общих для всей группы задач по подготовке руки к письму, но и выполняется коррекционно-логопедическая работа по взаимодействию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

Речевое дыхание. Речевое дыхание характеризуется коротким вдохом и удлиненным выдохом. В момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при дыхании без речи, при этом увеличивается объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха (приблизительно в три раза, усиливая давление воздушной струи.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя обучение умению распределять выдох в процессе речи и осуществлять «добор» воздуха в процессе речи.

При подборе речевого материала учитываю особенности произношения, исключая дефектно произносимые звуки.

При отработке речевого дыхания на материале скороговорок и стихотворных текстов сначала учим и только после этого можно переходить к тренировочным упражнениям.

Звукопроизношение. Подбираю необходимый материал для детей с учетом речевых проблем данного ребенка. На занятии по подготовке к освоению грамоты каждому ребенку предлагается разобрать слова с теми звуками, которые они в настоящее время исправляют у логопеда. Регулярно отслеживаю динамику звукопроизношения у всех детей или у какого-то конкретного ребенка. В результате наблюдений, воспитатель дает ребенку речевой материал, который ему под силу. Воспитатель при подборе речевого материала должен помнить о речевых проблемах каждого ребенка.

Таким образом, организуя режимные моменты и всю деятельность ребенка в детском саду, необходимо стремиться к тому, чтобы содержание этой деятельности носило поисковый характер. Учитывая специфику жизненного опыта ребенка (ограниченность, недостаток знаний, формирование познавательной активности следует связывать как с реальными действиями, так и с более сложными - умственными задачами.

Конечная цель коррекционной работывоспитание гуманной личности, всесторонне и гармонично-счастливого ребенка; социальная адаптация и интеграция ребенка в среду нормально развивающихся сверстников.

 

Категория: Блог старшего воспитателя | Просмотров: 109 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar