ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ГОВОРИТ?
Опять получила вопрос от мамы неговорящего малыша: "Что делать, если ребенок молчит в два года?" Вчера такой же вопрос задавал папа мальчика, которому поставили диагноз АЛАЛИЯ в три года: "Что сделать, чтобы сын заговорил?" Пришлось объяснить, что ребенок с таким диагнозом не заговорит вдруг. К сожалению, самое золотое время, период наибольшей пластичности мозга, уже упущено. Теперь только лечение, занятия с логопедом, нейропсихологом, ежедневные домашние занятия.
Хочу напомнить, что диагноз ЗРР ставится с года и девяти месяцев до трех лет. Уже в два года у малыша, который развивается нормально, в речи есть простые предложения: "Дай пить. Иди сюда. Идем гулять". Детей с темповой задержкой речевого развития, которые без видимой причины молчат до двух с половиной -трех лет, а потом начинают говорить предложениями, не более двух процентов, у всех остальных отсутствие речи - показатель неблагополучия нервной системы.
Для того, чтобы выяснить причину задержки речевого развития, необходимо обратиться к специалистам и провести все назначенные ими исследования.
Чем раньше будет проведено обследование, начаты лечение, логопедическая и психологическая коррекция, тем меньше у ребенка будет проблем в будущем. С каждым потерянным месяцем проблема становится все серьезнее и решается все тяжелее.
Если ребенок не говорит в два года, необходимо обратиться к следующим врачам-специалистам:
• неврологу;
• оториноларингологу и сурдологу(потому что иногда причина задержки речевого развития – это нарушение слуха);
• психиатру.
Если участковый педиатр сочтет нужным, он направит ребенка еще и гастроэнтерологу, аллергологу, мануальному терапевту, остеопату, генетику и другим специалистам.
По назначению специалистов необходимо пройти назначенные ими функциональные исследования:
• нейросонографию головного мозга(НСГ);
• компьютерную томографию (КТ) или магниторезонансную томографию головного мозга (МРТ);
• ультразвуковое исследование головного мозга (УЗИ);
• электроэнцефалографию (ЭЭГ);
• ультразвуковую диагностику сосудов шеи и головы (УД);
• спондилографию шейного отдела позвоночника в трех проекциях;
• исследования слуха (КСВП, АСВП).
После посещения специалистов-врачей, проведения всех назначенных ими исследований, необходимо пройти обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние речи, интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную программу, основанную на индивидуальных особенностях ребенка.
Помните, что именно речь – важный показатель развития интеллекта. В этом смысле родная речь — золотая середина психики.
Знайте, если Вы будете выполнять все назначения специалистов-врачей и все рекомендации специалистов-педагогов, Вы поможете ребенку преодолеть отставание в развитии. И чем раньше будет оказана помощь неговорящему ребенку, тем лучше. Вызвать речь у четырехлетнего ребенка очень сложно, а у пятилетнего - возможно только в очень редких случаях. Неговорящий пятилетний ребенок отстает от своих сверстников, заговоривших в год, уже на четыре года. Отставание в развитии речи влечет за собой отставание в интеллектуальном и эмоциональном развитии, которое иногда уже не удается компенсировать. Не случайно, в три года ставится ЗРР, а после трех лет - в лучшем случае, уже задержка психоречевого развития.
Не ждите чуда и не надейтесь на него. Ни волшебных процедур, ни волшебных таблеток, ни интенсивов, после которых ребенок начнет говорить вдруг и сразу, не существует. Только выполнение всех рекомендаций специалистов, работающих с малышом, и Ваша ежедневная упорная работа с ним, может помочь.
|