19:28 Родительское собрание: общие рекомендации |
Родительское собрание: общие рекомендации Ключевой составляющей воспитательного процесса детей дошкольного возраста является эффективное взаимодействие педагогов ДОУ и родителей воспитанников. Каждое родительское собрание имеет большое значение в виду важности оказания консультативной поддержки мамам и папам, чьи дети только недавно начали посещать детский сад и столкнулись с различными возрастными проблемами. Традиционная форма работы воспитателя с представителями семей в данном случае должна быть направлена на: подведение итогов предыдущего отчетного периода; повышение компетентности родителей по вопросам психофизиологических особенностей развития детей; выявление типичных и индивидуальных возрастных сложностей, поиск возможностей для их преодоления; повышение инициативы родительской общественности, установление дружеских и доверительных отношений. Несмотря на множественные изменения, обусловившие обновление сферы дошкольного образования в последние годы, установочное, второе и все последующие родительские собрания в детском саду остаются главным способом налаживания содержательного и конструктивного диалога между воспитателями и представителями семей. Вместе с тем, несмотря на базовый характер данной формы взаимодействия, большинство педагогов продолжают испытывать сложности с организацией и проведением групповых бесед с мамами и папами. С одной стороны, родительское собрание большинство взрослых воспринимает как формальность, и даже в условиях высокой явки может наблюдаться низкая заинтересованность родителей в словах педагога, что фактически сводит вероятность эффективной совместной деятельности к нулю. С другой стороны, многие воспитатели боятся выходить за привычные рамки проведения собраний, что могло бы повысить уровень результативности последних, из-за риска быть непонятными или получить неудобные вопросы. Вместе с тем групповая беседа может стать временем решения вопросов, значимых для всех участников воспитательного процесса, и насколько результативно будет использованы возможности, которые дает практика проведения родительских собраний, во многом зависит именно от ответственных педработников детского сада. При условии проявления искренней заботы со стороны воспитателя о нуждах, интересах и желаниях представителей семей ценность собраний можно повысить в разы. Реализация творческого подхода наравне с использованием методов активизации интереса позволяет повысить ценность предоставляемой информации, вызывать у взрослых ассоциации с собственным воспитательным опытом, создать условия для ведения открытого диалога, заручиться взаимопомощью и поддержкой. Не менее важными являются организационные моменты: в хорошо освещенной, проветренной комнате, где установлены взрослые, а не детские стулья, родители, уставшие не менее воспитателя после трудового дня, будут чувствовать себя комфортно, что является дополнительным фактором для ведения продуктивной беседы. При проведении родительского собрания воспитателю следует утвердить и строго придерживаться принципов конструктивного общения, предусматривающих: 1. Сознательный отказ от критики участников воспитательного процесса. При наличии претензий следует представить их в спокойной форме, аргументируя свою позицию и предлагая варианты решения проблемы. 2. Неизменное поддержание атмосферы доверительного общения, способствующей свободному высказываю собственного мнения. 3. Поиск возможностей для удовлетворения родительского интереса. Если воспитатель не чувствует за собой должного опыта, чтобы предоставлять консультации по той или иной теме, следует пригласить на собрание профильного эксперта — штатную медсестру, психолога, более опытного коллегу. Независимо от выбранных форм родительских собраний, которые могут быть стандартными или нетрадиционными, необходимо придерживаться базовой схемы тематик собраний, чтобы обеспечить должный уровень информатизации родителей. После установления или актуализации контактов на первом установочном собрании важно обеспечить последовательное консультирование мам и пап по волнующим вопросам воспитания. В условиях обновления государственной образовательной политики не лишним будет коротко представить обзор актуальных законодательных предписаний, определяющих перечень прав и обязанностей родителей по отношению к своим детям, а также определение функции дошкольной образовательной организации. Воспитатель должен сам свободно владеть темой и доступно донести до представителей семей, что детский сад обеспечивает вспомогательные функции, в то время как родители несут всю ответственность за воспитание и обучение будущего гражданина. По необходимости родительское собрание рекомендуется посвятить возрастным особенностям развития детей, знание которых поможет взрослым лучше понять любимых чад. Воспитатель с поддержкой штатного психолога или самостоятельно должен донести родителям, что достижение определенного возраста связано с важным этапом взросления, символизирующим переход от раннего к дошкольному детству. Характерными чертами развития, свидетельствующими об активном формировании личности, являются попытки отстоять свою самостоятельность, нарушая установленные семьей границы, расширение спектра эмоций, обусловленное осознанием множественных противоречий, желание взаимодействовать с различными предметами, постепенно постигая принципы установления правил. С целью сохранения доверительных отношений с ребенком и обеспечения оптимальных условий для развития воспитатель во время собрания может рекомендовать родителям установить несколько простых правил и строго следовать им: 1. Отказаться от практики постоянного порицания и наказания малыша за проявления самостоятельности — в противном случае дошкольник может решить, что инициатива неизменно наказуема, и впоследствии проявлять пассивность. 2. Не подчеркивать свое превосходство надребенком, желания которого могут не соответствовать возрастным возможностям. Не поддаваться на уговоры, истерики, не нарушать ранее установленные правила. Приобщать малыша к установленным социальным нормам, в том числе правилам поведения в детском саду. Формировать полезные навыки (одевания-раздевания, умывание, мытья рук).
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.
|
|
Всего комментариев: 0 | |