Главная » 2019 » Январь » 10 » Структурные компоненты портфолио воспитателя детского сада в соответствии с ФГОС ДО
14:28
Структурные компоненты портфолио воспитателя детского сада в соответствии с ФГОС ДО

Структурные компоненты портфолио воспитателя детского сада в соответствии с ФГОС ДО

В условиях последовательного повышения показателей эффективности дошкольного образования к современному педагогу предъявляется много требований, к числу которых относится и умение представить свои профессиональные достижения, а именно составить по ФГОС портфолио воспитателя детского сада. Портфолио педагога — совокупность документов, представленных на бумажных носителях в папке или в электронном виде, отражающих за определенный период времени (чаще всего — за три года) показатели профессиональной деятельности: достижения в образовательно-воспитательной деятельности; показатели воспитания и обучения вверенных дошкольников; личный вклад в развитие системы дошкольного образования (проектирование авторских методов воспитательной работы, ведение исследовательской педагогической деятельности в рамках выбранной темы).
Виды портфолио для воспитателя детского сада
Для обеспечения высокой результативности аналитической и творческой работы, выполняемой с целью создания по ФГОС портфолио воспитателя детского сада, важно определить ключевую цель или цели работы над документом. Именно от этого будет зависеть структура, содержание и особенности оформления портфолио.
По содержанию можно выделить несколько видов портфолио для воспитателя детского сада:
* Накопительное портфолио воспитатель может вести с самого начала своей трудовой деятельности в детском саду. Оно охватывает сведения обо всех успехах и достижениях педагогической деятельности воспитателя. Такое портфолио может стать своеобразной визитной карточкой педагога при устройстве на работу.
* Аттестационное портфолио отражает результаты педагогической деятельности воспитателя детского сада в период между аттестациями. Содержит все нужные сведения для присуждения педагогу заявленной категории. В первую очередь такое портфолио создается для самого педагога, при помощи него он может нагляднее отслеживать развитие своих профессиональных качеств.
* Тематическое портфолио создается при изучении педагогом какой-либо образовательной области или темы. Может быть посвящено приоритетному направлению работы педагога. Например, если воспитатель детского сада особое внимание уделяет патриотическому воспитанию детей, в папку заносятся все документы, проекты, конспекты, подтверждающие участие воспитанников в мероприятиях патриотической направленности. Сюда же подшиваются грамоты и дипломы преподавателя за участие в методических конкурсах по данной тематике, сертификаты и свидетельства об окончании курсов повышения квалификации по выбранному направлению, участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях, другие формы работы.
* Проблемное портфолио посвящено актуальным для воспитателя детского сада темам. Это могут быть итоги мониторинга или диагностики, требующие принятия мер; результаты опроса, анкетирования родителей воспитанников по проблемному вопросу; результаты анкетирования коллег; документы, связанные с выступлением педагога по заданной проблеме; официальные публикации.
В зависимости от оформления портфолио воспитателя детского сада может быть печатное или электронное.
По времени создания портфолио делятся на краткосрочные (посвященные проблеме), среднесрочные (тематические) и долгосрочные (аттестационные и накопительные).
 
Структура портфолио воспитателя детского сада
 
Ввиду того, что портфолио воспитателя детского сада должно в полной мере отражать профессиональный и творческий рост специалиста, сформированность способностей к проведению самооценки, готовность продуктивно взаимодействовать с родителями воспитанников и другими специалистами ДОУ, в структуре документа целесообразно выделить три смысловых блока:
1. Материалы, раскрывающие уровень профессионализма воспитателя.
2. Данные по обобщению профессионального опыта.
3. Дополнительные материалы, свидетельствующие о непрерывном процессе повышения компетентности.
Среди рубрик портфолио воспитателей детского сада можно выделить следующие: «Коротко о себе», «Мои открытия», «Мои достижения», «Мои проекты», «Дети и их родители», «Педагогический поиск», «Банк идей», «Темы для исследования». Создавая проектную работу, отражающую результаты профессиональной деятельности, для каждого воспитателя очень важно научиться тщательно отбирать фактический материал, который должен нести иметь высокую информационную ценность, отражать качество и эффективность воспитательной работы, умения обобщать и мыслить аналитически, делать выводы, умения оперировать новыми фактами, исследованиями в педагогике и методиках. Включение беспорядочного количества данных является грубой ошибкой ввиду высокого риска «размытия» ключевых данных и создания ошибочного впечатления о низкой компетенции специалиста. В помощь воспитателям могут быть использованы при определении оптимальной структуры презентационных документов такого типа:
Модели портфолио воспитателей ДОУ с учетом особенностей содержания Вариант 1 (накопительное, аттестационное портфолио):
* Презентация (информация о педагоге). Документальные подтверждения уровня педагогического мастерства (участие в конференциях, семинарах, мастер-классах, прохождение курсов повышения квалификации).
*Самообразование (тема исследования, выбранная для портфолио воспитателя детского сада, и достижения за последние три года).
*Педагогическая копилка (авторские методические разработки). Распространение передового педагогического опыта (даты, время и тематика выступлений). Мои достижения (награды, сертификаты, поощрения, отзывы). Рефлексия.
Вариант 2 (тематическое)
Визитная карточка (общие сведения о воспитателе).
Самообразование (тема, проблемы и достижения).
Методическая работа.
Педагогический опыт.
Достижения воспитанников.
Взаимодействие с родителями дошкольников.
Показатели профессионализма — награды и достижения.
Выводы.
Вариант 3 (проблемное)
Представление (коротко о себе).
Общая профессиональная компетентность, педагогическое кредо, подводящее к тематике исследования.
Суть разрабатываемой педагогической проблемы, цели и задачи.
Используемые методы и приемы работы, успехи и неудачи.
Итоги и дальнейшие профессиональные планы.
Воспитателю детского сада необходимо также определиться с тем, как будет организована презентация портфолио. Защиту представленных материалов, в зависимости от цели, можно будет организовать на педагогическом совете, методическом объединении либо в форме выступления перед родителями воспитанников.
Как сделать портфолио воспитателя детского сада в электронном виде? В условиях изменения парадигмы дошкольного образования для большинства специалистов сферы становится актуальной проблема составления согласно ФГОС электронного портфолио для воспитателя детского сада по образцу. Аналитическая разработка, представленная в режиме онлайн, упрощает процесс систематического обновления данных, снижает уровень эмоциональной нагрузки в период аттестационной подготовки и позволяет уверенно принимать участие в профессиональных конкурсах на муниципальном уровне. Дополнительным фактором, обуславливающим целесообразность составления электронного портфолио, является введение профессионального стандарта, закрепляющего необходимость овладения педагогами дошкольного образования ИКТ-компетенциями. Работа по созданию и заполнению интернет-странички, посвященной профессиональным достижениям, не только поможет уверенно освоить принципы работы с текстовыми редакторами, электронной почтой и браузерами, но и станет неоспоримым подтверждением сформированности необходимых умений.
При создании портфолио воспитателя детского сада для аттестации, участия в профессиональном конкурсе или накопления педагогических достижений эксперты рекомендуют учитывать пять ключевых критериев, информационное наполнение которых может меняться с учетом технических возможностей и особенностей содержания:
1. Информационная насыщенность.
Достижение оптимальных показателей по данному пункту достигается путем строгой фильтрации данных, из которых не менее 60 % должны иметь методическую или педагогическую ценность. Оптимальная форма изложения материала — в виде презентаций, таблиц, схем, лекционных наработок, сопровождающихся ссылками на актуальную нормативную базу. Целесообразно размещение на сайте фотоотчетов, сценариев конкурсов, творческих мастерских, исследовательских проектов, новостей и отчетов. Вместе с тем количество текстового, табличного и иллюстрированного материала должно быть гармонично соотносимым. В случае возникновения сложностей с подбором фактического материала эксперты советуют представлять результаты педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования — материалы проводимых учебных занятий, демонстрирующие знание возрастной педагогики, психологии,умение применять современные образовательные методики и сформированность других важных компетенций.
2. Кофмортность виртуальной образовательной среды.
Для большинства педагогов, принимающих решение как оформить портфолио воспитателя детского сада — по типовому образцу или оригинальному макету, важно помнить о важности содержательной составляющей. В большинстве случаев онлайн-ресурсы со сложной структурой «читать» сложно, поэтому следует позаботиться о интуитивно понятном названии рубрик и оптимальной навигации.
3. Наличие источника эффективной «обратной связи».
Идеальное техническое решение — когда любой пользователь, независимо от места нахождения, типа используемого устройства и времени, может задать вопрос автору или оставить конструктивный комментарий. В свою очередь воспитателю важно придерживаться правил коммуникативной культуры и отвечать на оставленные сообщения не позднее, чем через 3-5 дней после их получения.
4. Обновляемость информации.
Распространенной практикой последних лет стало составление портфолио воспитателя детского сада по образцу с дальнейшим сознательным отказом от его обновления. Главная задача практики разработки портфолио — оценка личных профессиональных достижений в режиме реального времени, что не может быть достигнуто в условиях при единичном обращении к ресурсу. В условиях высокой занятости, которая стала привычной для многих педработников, целесообразно предусмотреть наличие функции «отложенной публикации», чтобы иметь возможность в свободное время составлять ряд материалов, которые система будет публиковать в указанные сроки.
5. Оригинальность и адекватность дизайнерских решений.
Практичность электронного портфолио воспитателя во многом будет зависеть от логичности выбранной структуры сайта. Наличие оптимальных показателей вложенности (рубрик, подбрубрик, лент) позволит представить материалы в наилучшем виде. В свете этого специалисты рекомендуют избегать сложных технических и дизайнерских решений — в условиях недостаточной уверенности в собственных силах лучше избегать практики смены стандартного стиля. Очень важно, чтобы портфолио оставалось одним из инструментов профессионального развития, а не малоэффективным поглотителем времени.
Критерии оценки портфолио воспитателя детского сада
Оценивание образцов портфолио, составленных для воспитателей детского сада, является важным процессом для каждого сознательного педагога. Строгие критерии, согласно которым определяется качество данной разработки, пока не установлено, но к их числу можно отнести следующие:
- Полнота информации о профессиональной активности воспитателя.
- Логичность выстраивания структуры материалов.
- Актуальность представленных данных.
- Транслируемость.
- Корректность оформления материалов, уровень этической культуры (наличие ссылок на используемые источники).
- Ценность передового педагогического опыта — наличие авторских открытий.
- Гибкость мышления автора (рациональность, оригинальность).
- Сформированность прикладных умений, способности к решению практических задач.
- Развитость коммуникативных навыков (умение выступать с докладами, работать в малых группах, умение четко и аргументированно излагать свои мысли, сформированность письменного обращения), свидетельством которой может стать практика ведения переписки с читателями.
- Развитость умений самооценки и самоконтроля (умение работать над своими ошибками, самокритичность, реалистичность в оценке своих способностей).
Необходимо отметить, что данный перечень является примерным. В каждом конкретном ДОУ он может быть дополнен другими критериями по решению инициативно-творческой группы педагогов, в том числе и разработанными для портфолио воспитателей детского сада, посвященным особо острым темам. Стоит отметить, что воспитателю детского сада к портфолио следует относиться также, как к одной из форм аттестации. Важно поддерживать его в актуальном состоянии, систематически наполнять материалами. Не стоит забывать об оформлении портфолио. Ведь первое благоприятное впечатление произведут красочная обложка, наличие оглавления и нумерации листов, четкое обозначение разделов. Ознакомление с дальнейшими элементами портфолио должно оставить ощущение заинтересованности педагога в результатах своей работы, ее системности, любви к детям.
Источник: https://www.resobr.ru/article/63232-qqq-17-m12-obrazets-portfolio-dlya-vospitatelya-detskogo sada?utm_source=www.resobr.ru&utm_medium=refer&utm_ campaign=Rubrcontentblock_articles
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.
 
 
 
 
 
Информацию подготовила : ст.воспитатель Е.А.Новосельцева
 
 
 
Категория: Блог методического кабинета | Просмотров: 1593 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar